МБДОУ Михайлово-Александровский детский сад,с.Михайлово-Александровка

Дети и терроризм

Дети и терроризм


К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит.

Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?

 Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте.И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.

 Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.

 Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности.Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться отвзрослого к ребенку.

 Гнев - естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кемдети чувствуют себя в наибольшей безопасности - на близких.

 Как говорить с ребенком.

 - Признавайте чувства ваших детей.  Постарайтесь выразить это словами. Например:"Я вижу, ты потрясен этим".

  - Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: "Это действительно тяжело для тебя и для нас".

  - Скажите ребенку:испытывать страх за собственную безопасность - это нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.

  - Дети, особенномладшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудновыразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могутбеспокоиться и за него и за себя ("Что будет со мной, если папа (мама) невернется?"). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о немпозаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?

  - Если мы просто говорим ребенку: "Не плачь, все будет в порядке", то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.

  - Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если выговорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос:"Кто может с этим что-либо поделать?" Старайтесь помочь подростку удержатьсяот не зрелых реакций и действий ("во всем виноваты мусульмане","месть террористам" и т.д.).

 Помогайте вашим детям справиться с их страхами.

 - Помогите детям убедиться в их личной безопасности.Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность,и т. д.

  - Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение;помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое),которое будет посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым. 

  - Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствуетсебя снова в безопасности.

  - Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимы евещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.

  - Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником). 

  - Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.

  - Если вы замечаете усвоего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события,воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, вслучае необходимости - и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку, - общественные или религиозные.

  - Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько,насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.

2 марта 2014 в 19:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.